Анализ жизненного цикла компании

Создано admin . Опубликовано в Полезные материалы

company-growth

В настоящее время в науке уделяется большое внимание организационному развитию. Модель жизненного цикла организации может служить важным и эффективным инструментом ее диагностики, способствуя устранению текущих трудностей и позволяя компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и, в конечном счете, безграничности их развития.

Теория жизненных циклов организации в настоящее время считается самостоятельной областью научных исследований. За последние 20 лет изучение жизненных циклов организаций стало одной из наиболее популярных тем научных исследований в теории организации. Под жизненным циклом организации понимается совокупность стадий, которые она проходит в период своей жизни. Первая стадия — зарождение: происходит создание организации, основной целью является создание нового продукта или услуги и завоевание места на рынке. Вторая стадия – рост организации: компания стремительно растет, увеличивая свою долю на рынке, целью является получение прибыли в ближайшей перспективе. Третья стадия – зрелость: организация прочно стоит на ногах и не стремится  к расширению, целью данной стадии будет являться — сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа. Четвертая стадия – завершение: организация постепенно ослабевает, свертывает деятельность и прекращает свое существование, цель этого этапа — сохранение достигнутого. В современной литературе наиболее часто встречается пятиэтапная модель: становление, накопление, зрелость, диверсификация, упадок. Ниже представлены стадии и характеристики нескольких моделей ЖЦО, на которые чаще всего ссылаются исследователи.

Сравнение моделей жизненного цикла

Автор: Леппитт, Шмидт (1967г.)
Стадия становления: Рождение — все в руках одного человека; краткосрочная перспектива; акцент на выживании; личный контроль.
Стадия накопления: Юность — акцент на достижении стабильности; командное принятие решений; акцент на эффективности; установление целей и планирование действий.
Стадия зрелости: Зрелость — акцент на адаптации; оценивается вклад в общество; рост.
Автор: Скотт (19710г.)
Стадия становления: Стадия 1 — управление одного человека; неформальная структура; патерналистское вознаграждение; субъективные оценки.
Стадия накопления: Стадия 2 — функциональная специализация; формализованная структура; наличие процедур и правил; объективная оценка.
Стадия упадка: Стадия 3 — диверсифицированные продуктовые рынки; поиск новых продуктов и возможностей для роста; полуавтономная дивизиональная структура.
Автор: Грейнер (1972г.)
Стадия становления: Креативность — акцент на производстве продукта; неформальные коммуникации и структура; долгий рабочий день и скромное вознаграждение.
Стадия накопления: Директивное руководство — функциональная структура; система бухгалтерского учета; специализация задач; формализованные правила и политика.
Стадия зрелости: Делегирование — децентрализованная структура; делегирование полномочий; управление по отклонениям.
Стадия диверсификации: Координация — долгосрочное планирование; формирование продуктовых групп; создание систем. Сотрудничество — командная работа; самодисциплина; матричная структура управления; проектное управление.
Автор: Торберт (1974г.)
Стадия становления: Стадия фантазии — видением и фантазиями основатель делится с друзьями, сослуживцами и другими людьми, которые имеют схожие мечты и интересы.
Стадия инвестиций — период инвестирования и обязательств со стороны учредителей организации; нет ясного стиля руководства.
Стадия накопления: Стадия определений — постановка групповых целей и создание структуры; групповое единство; установка психологических контрактов.
Стадия экспериментов -создание планов, ролей и системы управления; рационализм в решениях
Стадия зрелости: Стадия предопределения производительности — фокус на выполнение определенных задач исполнителями; фиксированные правила, структуры, система власти.
Стадия свободного выбора структуры — сотрудничество между различными уровнями иерархии; размышления о более глобальных целях организации; творческие и инновационные методы; гибкость в процедурах.
Стадия диверсификации: Стадия возведения общности — разделение духовных, поведенческих и ментальных принципов всеми членами организации; организация более объединенная духовно.
Стадии либеральных порядков — люди и организация вовлечены в самовозрождение; организация в поиске вызовов; границы между организацией и окружающей средой открытые.
Автор: Кимберли (1979г.)
Стадия становления: Стадия 1 — упорядочение ресурсов; формирование идеологии.
Стадия накопления: Стадия 2 — выбор «первоначальной движущей силы»; наем сотрудников; получение поддержки от стратегических клиентов; дискретные решения.
Стадия 3 — формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности; высокая личная вовлеченность и обязательность; следование организационной миссии.
Стадия зрелости: Стадия 4 — формализованная структура; установка правила и политики; внутрифирменная конкуренция; стабильные отношения с внешней средой.
Автор: Адизес (1979 – 1989г.)
Стадия становления: Ухаживание — стадия предшествует созданию организации; организация существует в виде идеи; тестирование предпринимательской идеи.
Младенчество — ориентация на действия; отсутствие систем, процедур и правил; высокая уязвимость компании; единоличное принятие решений основателем компании.
Стадия накопления: Давай-давай — рост продаж, рыночный успех; отсутствие регулярного менеджмента, несвязная диверсификация; ориентация на людей, а не на задачи.
Юность — делегирование полномочий; изменение руководства; переориентация целей; конфликты между старослужащими и «новичками».
Стадия зрелости: Расцвет — разделяемые всеми видение и ценности; контролируемая и развиваемая креативность; рост как в продажах, так и в прибылях.
Поздний расцвет — теряется дух креативности, инновационности и энтузиазма.
Стадия упадка: Аристократизм — снижение интереса к завоеванию новых рынков; акцент на прошлые достижения; формализация в одежде, обращении и традициях.
Автор: Миллер, Фризен (1984г.)
Стадия становления: Фаза рождения — выработка продуктово-рыночной стратегии; простая структура, высокая централизация; частные инновации.
Стадия накопления: Фаза роста — ранняя диверсификация, быстрый рост; функциональная структура, меньшая степень централизации; сегментация рынка.
Стадия зрелости: Фаза зрелости — снижается инновационность; распыление собственности; консерватизм в принятии решений
Стадия диверсификации: Фаза возрождения — повышение уровня инновационности; диверсификация продуктов и услуг; дивизиональная организационная структура.
Стадия упадка: Фаза упадка — инертность в управлении; снижение уровня инновационной активности, прибыльности; отсутствие развитых механизмов обработки информации.
Автор: Фламхольц (1986г.)
Стадия становления: Новое предприятие — определение рынков развития продуктов; объем продаж до 1 млн. долл.
Стадия накопления: Экспансия — быстрый рост прибыли, числа сотрудников; поиск ресурсов; развитие операционных систем; объем продаж от 1 до 10 млн. долл.
Стадия зрелости: Профессионализация — переход от предпринимательства к профессиональному менеджменту; развитие системы управления; объем продаж от 10 до 100млн долл.
Консолидация — развитие корпоративной культуры; институционализация трансформационных процессов; формализация ролевой структуры; объем продаж от 100 до 500 млн. дол.
Стадия диверсификации: Диверсификация — развитие новых продуктов для существующих рынков; новые рынки для существующих продуктов; диверсификация; объем продаж от 500млн долл. до 1 млрд. долл.
Интеграция — интеграция различных бизнес-единиц через развитие новой инфраструктуры; объем продаж более 1 млрд. долл.
Стадия упадка: Упадок и обновление — обновление организации на всех уровнях пирамиды организационного развития; объем продаж варьируется.
Автор: Лестер, Парнелл, Каррагер (2003г.)
Стадия становления: Существование — в фокусе-жизнеспособность организации; идентификация клиентов; централизация принятия решений; примерный возраст — до 10 лет.
Стадия накопления: Выживание — власть распределена между несколькими владельцами; формализация структуры; начало формальной обработки информации; более конкурентная окружающая среда.
Стадия зрелости: Успех — разнородная окружающая среда; формализованные должностные инструкции, политики и процедуры; усложнение процесса обработки информации.
Стадия диверсификации: Возрождение — дивизиональная или матричная структура; сложный процесс обработки информации; привлечение сотрудников к принятию решений.
Стадия упадка: Упадок — централизованная структура с несколькими системами контроля; централизованное принятие решений; отсутствие роста.

Некоторые исследования выявили, что организации на разных стадиях должны оцениваться посредством различных моделей организационной эффективности. Несмотря на постоянно растущий интерес к данной проблематике и увеличение числа эмпирических исследований в теории жизненного цикла организации, наблюдаются существенные различия между моделями. Авторы  объясняют расхождения тем фактом, что большинство моделей ЖЦО были созданы дедуктивным, а не индуктивным методом. Действительно, в подавляющей части исследований на основе теоретического анализа литературы предлагается четырех- или пятиэтапная модель ЖЦО. Было проведено единственное исследование, выполненное индуктивным методом и предлагающее методологию для дальнейших исследований. В результате этого исследования была выделена пятиэтапная шкала жизненного цикла, но не было обнаружено закономерностей в последовательности стадий.

Проанализировав жизненные циклы и стадии их развития, можно сделать вывод, что ЖЦО, по стадиям своего развития можно сопоставить с развитием человека.  Жизнь организации протекает по определенным законам: стадию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая может перейти в стадию стабилизации, а затем — спада. Если организации удается преодолеть стадию спада и закрепиться на рынке, то она может пройти стадию обновления и пережить заново несколько этапов своего развития.

Таким образом, необходимо отметить, что изучение ЖЦО и стадий их развития имеет важное значение. От правильности действий, которые организация предпримет на каждом этапе своего жизненного цикла, зависит ее будущее и дальнейшая судьба.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?