Денежно-кредитная политика в России

Создано admin . Опубликовано в Полезные материалы

dkr

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Современная экономика России характеризуется рядом структурных экономических и финансовых диспропорций, накопленных в период форсированного экономического роста в 2004–2008 гг. и углубившихся под воздействием современного финансово-экономического кризиса. Можно отметить следующие отклонения показателей российской экономики от среднемирового:

по сопоставимым ценам, в том числе в денежной сфере: по уровню монетизации национальной экономики (занижен);

по объёму инвестиций (занижен);

доле накопления к ВВП (занижена);

отношению вывезенных из страны инвестиций к привлечённым иностранным (завышено);

коэффициенту банковской депозитно-кредитной мультипликации (занижен);

структуре денежной массы (не сбалансирована).

Эти диспропорции развития экономики России можно устранить  в процессе модернизации денежно-кредитной политики как специфического направления экономической политики, имеющего особые объект и субъекты, но их устранение не гарантирует эффект перехода к инновационному росту. Сегодня экономике страны нужна единая монетарная политика, единый государственный план (прогноз), учитывающий и координирующий формирование и использование всех денежных, финансовых и кредитных ресурсов. Задача перехода к инновационному экономическому росту по-новому ставит вопрос и о цели единой государственной денежно-кредитной политики. Сегодня Банк России в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики использует показатели инфляции, рассматривая достижение её прогнозных ориентиров как лучший вклад Центрального банка в достижение устойчивого экономического роста. Но эта цель в условиях умеренной инфляции в основном немонетарного характера «не работает» на достижение стратегической цели государственной экономической политики. Цель денежно-кредитной политики должна определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам, то есть интересам как можно большего числа экономических агентов. В связи с сохранением угрозы возникновения новых кризисов актуальным направлением работы Банка России  может стать создание системы показателей назревания финансовой нестабильности. Основными показателями нарастания финансовой нестабильности могут стать резкое увеличение притока капитала; финансовая либерализация без надлежащего усиления органов надзора и регулирования финансовой сферы; высокая степень государственного участия в финансовых учреждениях; слабая правовая база и недочёты в системе отчётности и представления информации. При этом важна и установка на проведение так называемой дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей свободу действий органов денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика должна допускать возможность реакции Центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Промежуточные цели достигаются, в данном случае, по специальным целевым ориентирам, по специальным («дискреционным») показателям в рамках особых правительственных экономических мероприятий. В этом случае можно говорить о специальной дискреционной денежно-кредитной политике. Банковская политика — это более широкое понятие, чем денежно-кредитная политика, последняя выступает как составная часть, элемент политики банка. Её можно рассматривать с позиции макро- и микроуровня. В первом случае — это политика государства и Центрального банка по отношению к банковской системе в целом. Во втором случае — это целенаправленная деятельность денежно-кредитных институтов. Можно сказать, что в современном обществе такой политики, которая включала бы в себя весь спектр основных направлений банковской деятельности, в документальном, сводном виде не существует. На уровне государства и Центрального банка разрабатывается и утверждается Государственной думой Российской Федерации единая государственная денежно-кредитная политика. Специальная кредитная политика должна быть ориентирована на «запуск» кредитного мультипликатора, соблюдения закона оптимальности денежной эмиссии, изменение целей, методов и правил денежно-кредитной политики, стимулирующих кредитование инновационного экономического роста, повышение уровня монетизации экономики. Формирование внутренних механизмов кредитования инновационного экономического роста и формирование внутреннего платёжеспособного спроса предполагают следующие изменения в инструментарии денежно-кредитной политики:

В области совершенствования системы рефинансирования.

Важным направлением модернизации действующей системы рефинансирования является завершение создания единого механизма рефинансирования кредитных организаций и снижение требований к имуществу, входящему в «единый пул обеспечения» и принимаемому в обеспечение кредитов Банка России, что обеспечит доступ к данным кредитам средним и мелким региональным банкам, ориентированным на кредитование реального сектора экономики.

В области совершенствования системы обязательных нормативов.

Для снижения рисков деятельности коммерческих банков предлагается дополнить применяемую сегодня систему экономических нормативов оценочными (рекомендованными) нормативами, ограничивающими максимальный размер обязательств российского банка перед банками-нерезидентами и максимальный размер риска на одного вкладчика (кредитора) банка с более либеральными критериальными уровнями, чем те, что использовались Банком России ранее. Предлагается установление оценочных нормативов, ограничивающих максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и максимальный размер риска на одного вкладчика (кредитора) банка, что направлено на снижение зависимости российских кредитных организаций от внешних заимствований и диверсификацию ресурсов российских банков. Это изменение позволит Центральному банку России осуществлять адекватный контроль за деятельностью банков по данным направлениям, не накладывая слишком жёстких ограничений на их деятельность. Однако при серьёзном превышении рекомендуемого значения норматива у Банка России будет возможность быстро повлиять на негативные тенденции в банковском секторе.

Указанные выше основные направления модернизации современной денежно-кредитной политики обеспечат необходимое для перехода к инновационному развитию взаимодействие специфических целей денежно-кредитной политики с целями государственной экономической политики, обозначенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?