Деятельность компаний во время кризиса

Создано admin . Опубликовано в Полезные материалы

krizis

Актуальность темы статьи обусловлена значительным снижением конкурентоспособности фирм в период кризиса  2008 года, поэтому все больше внимания сегодня уделяется антикризисному менеджменту, основной целью которого является разработка антикризисной стратегии.

Определенным образом на деятельность предприятия, выбора стратегии влияет государство. Государственные органы осуществляют такие виды регулирования как: правовое, информационное, экономическое и административное, организационное, социальное, кадровое. К экономические методам государственного воздействия можно отнести такие меры, как: налоги, ценообразование, перераспределение ресурсов и доходов, реструктуризация задолженности, кредитные механизмы,  процедуры банкротства, поддержание спроса, приватизация. К административным – принятие законов  и поправки к законам и контроль его соблюдения. Особенно важным для государства являются предприятия стратегического значения. Предприятиям оказывается такая поддержка как определенные льготные условия, госзаказы, прямые денежные вливания. Автомобильная промышленность  является важной отраслью для большинства развитых стран, на примере этой отрасли рассмотрим действия государства и управленческие решения самих предприятий.

На мировом рынке автомобилей в условиях финансового кризиса 2008 г. в 2009 г. выпуск автомобилей упал до 57 млн. шт. по сравнению с 68 млн. шт. в 2007 г. Кризисное сокращение автопрома самым глубоким оказалось для России 49%  в 2009г. , в США — 21%, Испании – 18%, Японии – 10%, Великобритании – 6,4%, Италии – 0,2% , в то время как в КНР производство выросло  на 44 %.

Наиболее известным примером прямых государственных займов и субсидий компаниям, а также вмешательства государства в процессы реструктуризации отрасли связаны с «Большой Детройтской тройкой»-гигантами автопрома США. Аналитики  пришли к выводу, что изменение производственной активности автопрома найдут отражения в показателях ВВП,  крах «Детройтской тройки» обернется ростом безработицы в стране на 3,0 млн. человек, и будет иметь серьезные последствия для судьбы их пенсионных фондов, финансирования национальной системы здравоохранения.

Общая стратегия преобразований «Крайслера» и «Дженерал моторс» может быть определена как уменьшение размеров автокорпораций, включая списание накопившихся долгов, сокращение числа сборочных заводов, уменьшение марок, увольнение персонала, продажу активов, сокращение заработной платы и должностных окладов, уменьшение численности автодиллеров, полную смену высшего руководства корпорации и отмену системы бонусов, «золотых парашютов», премиальных выплат и ряда других привилегий на время получения финансовой помощи федерального правительства, плюс некоторые другие меры.

Особую роль в период кризиса имеет стратегия реструктуризации предприятия. В случае «Детройтской тройки» мы видим, что в эти процессы могут проходить в содействии с другими компаниями или государством. Применительно к «Крайслер» особой строкой стоит соглашение с итальянским автоконцерном «Фиат». Им принадлежит 20% акционерного капитала, в замен они передают в распоряжение американской компании свой интеллектуальный капитал и ноу-хау, необходимые для производства «гольф-класса». Благодаря поддержки федерального правительства «Крайслеру» удалось сохранить 87%  своих автодилеров.  В целом в течении 2009 фин. г. корпорация получила от правительства финансовую помощь в размере 13,5 млрд. долл. «Дженерал моторос» потребовались мощные вливания, и правительство США предоставило займы, конвертировав их в акции. Таким образом, Федеральное правительство США, держатель 61 % акционерного капитала новой «Дженерал моторс». Поддержку автоконцерну оказало правительство Канады, которое владеет 12 % акционерного капитала. Из средств федерального правительства США официально было выделено 53,2 млрд. долл., помимо этого их финансовый филиал получил еще 12,5 млрд. долл.

Государственная  поддержка автопрома в Германии и других европейских странах оказывалась путем поддержания спроса, покупателям новых машин выплачивались премии.  Несмотря на господдержку, французский лидер автопрома Peugeot-Citroen потерял 826 млн. евро и это только в первом полугодии. Лучше обстоят дела у азиатских автопроизводителей: два автогиганта Японии Nissan и Honda в период с апреля по июнь сумели получить прибыль. Но в сравнении с этим же периодом прошлого года она упала на 90%.

Рассмотрим наиболее благоприятный ход событий на примере лидирующего автопроизводителя Toyota Motor Corporation. В I квартале 2007 Toyota Motor впервые выпустила и продала больше автомобилей, чем General Motors, завоевав первенство на автомобильном рынке. Это говорит о том, что перед кризисом 2008 г. Toyota была в наиболее выгодном положении. Многие подчеркивают удачную стратегию компании. Японцы выпускали ограниченное число моделей, они были сравнительно дешевы, но отличались надежностью и технологичностью. При этом они соблюдали два принципа: осуществление поставок комплектующих «точно в срок — детали поступали на место сборки в тот самый момент, когда они там нужны, и надежный контроль качества со стороны производителя. Чистая прибыль японского концерна Toyota Motor Corporation в I полугодии 2010-2011 финансового года составила 3,5 млрд долл. Объем продаж Toyota за этот период вырос на 15,5%, составив 119,7 млрд долл. На примере японского автоконцерна мы видим эффективное сокращение издержек производства, оптимизации производства. Следовательно, реализована стратегия по увеличению доли рынка, так как предпосылки для этого сформировались еще в докризисном 2007 г. Мы видим, что кризис для кого-то является временем для реализации «агрессивной» стратегии и развития, в то время как конкуренты становятся банкротами.

На рынке отечественного автопрома в это время применялись следующие меры государственной поддержки: прямые денежные вливания, льготное кредитование и программы утилизации. Руководство предприятия осуществляло меры по сокращению объемов производства, его оптимизацию, снижение себестоимости, сокращение персонала. В 2009 году руководство АвтоВАЗа, Соллерс, ГАЗ и КамАЗа обратились к правительству с просьбой о поддержке их автопроизводства. КамАЗ рассчитывал получить от государства поддержку более $ 1 млрд. и одновременно принял решение сократить объём производства, перейти на четырёхдневный график работы. Вынужденной мерой также являлось сокращение персонала на 10%. В «Группе ГАЗ» официально объявили о сокращении 28 тысяч человек. ОАО «ТагАЗ» запланировало сократить до 3 тысяч сотрудников и перейти с трёхсменного режима на двухсменный. Так же государственным мерам относится правительственная программа утилизации старых автомобилей, которая  стартовала в марте 2010 г. Согласно общим условиям, граждане России, не меньше года владеющие автомобилем любого производителя старше десяти лет, при его сдачи на утилизацию смогут получить сертификат на 50 тыс. руб. на покупку новой машины, собранной в России. По результатам мероприятия 80% проданных в последующем автомобилей компанией АвтоВАЗ было реализовано посредством данных сертификатов. Совокупный объем мер государственной поддержки автопрома оценивается в 220 млрд.рублей, из них 50 млрд. рублей  на улучшение условий кредитования, 170 млрд. рублей на обеспечение лизинговых операций.

АвтоВАЗ принял новую стратегию в 2009 году. Был разработан новый подход к системе сбыта готовой продукции. Раньше завод самостоятельно определял, что и в каком количестве выпускать, теперь производство будет планироваться исходя из заявок, полученных от дилеров. Предусмотрено снижение административных расходов — не менее чем на 30%, на 10 % снизить стоимость комплектующих. Завод стал работать в одну восьмичасовую смену, так как спрос упал почти в два раза на продукцию «АвтоВАЗа».

Таким образом, на рынке автомобильной промышленности в России и за рубежом была активно использована государственная поддержка, но механизмы ее отличались на разных предприятиях. Так Toyota Motor Corporation успешно реализовали антикризисную программу и увеличили свою долю рынка, воспользовавшись кризисом как благоприятным временем, чтобы обойти конкурентов. General Motors в это время, направила все силы для прохождения процедуры банкротства и реструктуризации, что помогло сохранить компанию.  АвтоВАЗ воспользовался прямыми государственными вливаниями, государство реализовало программу утилизации и улучшения условий кредитования. Кроме этого руководство сократило объемы производства и оптимизировало запасы.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?