Экономические проблемы организации транзита через территорию РФ

Создано admin . Опубликовано в Блог, Полезные материалы

tranzit

В условиях расширения глобализационных процессов, сопровождаемых интенсификацией международного сотрудничества и углублением интеграционных процессов, решение транспортных проблем приобретает решающее значение. Обеспечение межгосударственных экономических, гуманитарных и иных связей требует совершенствования международной транспортной инфраструктуры. Она должна обладать согласованными техническими параметрами, позволяющими применять передовые совместимые технологии и функционировать на базе гармонизированной законодательно-правовой и нормативной базы как основы интеграции национальных транспортных систем в международную транспортную систему.

Однако этот процесс не является инерционным и не может следовать лишь общим тенденциям развития международных связей и транспортной инфраструктуры. Общие тенденции служат лишь вектором, определяющим направление развития транспортных связей, а их темпы и конкретные меры по совершенствованию транспортной инфраструктуры являются следствием разработки и реализации скоординированной и взаимоувязанной системы действий. В связи с этим становится актуальным вопрос управления конкурентоспособностью на железнодорожном транспорте.

Управление конкурентоспособностью транспортной продукции — это сознательное комплексное воздействие на факторы конкурентоспособности транспортной продукции для достижения определенных целей и задач при обеспечении оптимального сочетания цены и качества.

Системный подход к управлению конкурентоспособностью заключается в комплексном исследовании объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

  • внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;
  • внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, трансформацию затрат в полезный результат и достижение целей системы.

Комплексный подход. При использовании комплексного подхода необходимо учитывать экономические, технологические, технические, организационные, экологические, социальные, психологические, политические, демографические и другие аспекты управления и их взаимосвязи. Игнорирование одного из обязательных аспектов управления может привести к тому, что проблема не будет полностью решена. К сожалению, в действительности это требование соблюдается не всегда. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы в полной мере не решаются, не просчитывается внетранспортный эффект от внедрения инноваций на транспорте.

Инновационный подход. Сущность подхода к управлению заключается в ориентации развития отрасли транспорта на активизацию инновационной деятельности. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью. Внедрение инноваций на транспорте, как правило, позволяет сокращать эксплуатационные расходы, что является ключевым звеном при ценовой конкуренции на рынке.

Интеграционный подход. Интеграционный подход к управлению нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

  • между отдельными подсистемами и компонентами системы обеспечения конкурентоспособности;
  • между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, научно-исследовательская деятельность, организационно-технологическая подготовка производства продукции);
  • между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, организация);
  • между субъектами управления по горизонтали.

Каждый из вышеприведенных методических подходов основан на следующих принципах:

  1. Маркетинговый принцип предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии транспортной организации должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном сегменте транспортного рынка, анализа конкурентоспособности видов перевозок и технологий (своих и конкурентов), прогнозирования конкурентных преимуществ и механизма Действия закона конкуренции.
  2. Нормативный принцип заключается в установлении нормативов Управления по всем подсистемам системы обеспечения конкурентоспособности. Нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени. Необходима разработка нормативов показателей качества транспортного обслуживания грузовладельцев, что позволит проводить мониторинг всей системы обеспечения конкурентоспособности перевозок и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.
  3. Оптимизационный принцип состоит в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Оптимизационный подход реализуется также путем установления зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления и др.

Таким образом, механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка включает в себя несколько этапов.

  1. Информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте.
  2. Планирование, выделение целей и приоритетов развития субъекта в данном сегменте, направленные на повышение эффективности транспортного производства.
  3. Оценка существующего уровня конкурентоспособности в данном сегменте: собственного и конкурентов. Производится оценка уровня совокупных затрат транспортной организации или грузовладельца (пассажира) в зависимости от поставленных целей, оценка качества транспортного обслуживания, эксплуатационной работы, экономико-технологического потенциала, в том числе уровень пропускной и провозной способности. Также важно оценить степень финансовой устойчивости транспортной организации, осуществляющей свою деятельность в сегменте, что является одним из главных критериев определения конкурентоспособности субъекта.
  4. Выделение конкурентных преимуществ. В сегменте транспортного рынка в первую очередь необходимо оценить степень конкуренции для определения методов ведения конкурентной борьбы, а также выделить качественные характеристики (например, сохранность, сроки доставки), варьирование которыми позволит повысить конкурентоспособность.

Выявление ценовых преимуществ связано со снижением тарифов и себестоимости перевозки, в том числе стоимости дополнительных услуг.

  1. Применение инструментов управления конкурентоспособностью (тарифной и инновационной политики, методов изменения интегрального качества, оптимизации финансово-экономического механизма).
  2. Учет, контроль и последующее регулирование (координация, синхронизация) транспортной деятельности в сегменте. Неудовлетворительный результат возвращает процесс управления к четвертому этапу. Положительный результат заканчивает цикл вышеуказанных действий.

Применение данного подхода для анализа конкурентоспособности показало, что в современных условиях перспективной технологией для организации транзитных потоков через территорию России является контейнерная транспортировка грузов железнодорожным транспортом по Транссибирской магистрали. Одним из проектов, предусматривающих такую схему доставки грузов, является продукт «Транссиб за 7 суток».

Для реализации проекта «Транссиб за 7 суток» необходимо сократить непроизводительные простои контейнерных поездов на технических станциях. С этой целью необходимо предпринять следующие организационные меры:

  1. Пропускать контейнерные поезда по ниткам графика.
  2. Усилить диспетчерский контроль за пропуском контейнерных поездов с целью исключения простоя в ожидании отправления и неприема на станцию, вести их проследование на принципах пропуска пассажирских поездов, то есть обо всех отклонениях информировать старшего дежурного по дороге и принимать экстренные меры по вводу контейнерных поездов в график.
  3. Определить на станциях технического обслуживания, смены локомотивов, смены локомотивных бригад специализированный приемоотправочный путь для контейнерных поездов, запретив занимать его другими поездами без разрешения участкового поездного диспетчера.
  4. Установить на станциях технического обслуживания первоочередность технического и коммерческого осмотров контейнерных поездов продолжительностью не более 45 мин. Для этого в технологических процессах станций, пунктов коммерческого осмотра и пунктов технического обслуживания предусмотреть алгоритм обслуживания контейнерных поездов, готовности бригад и т.д.
  5. Заранее осуществлять подвязку локомотивов и локомотивных бригад под контейнерные поезда с целью исключения простоя в ожидании локомотива. Обеспечить ожидание локомотивом поезда, а не наоборот.
  6. Максимально совместить станции технического обслуживания и станции смены локомотивов.

Таким образом, в целях достижения поставленных задач по росту объемов контейнерных перевозок и повышению уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта при перевозках контейнеропригодных грузов необходимо проводить на транспорте политику, направленную на достижение практических улучшений в нескольких направлениях:

  • анализ существующих технологий транспортировки грузов и детектирование «неэффективных звеньев» в процессе перевозки;
  • совершенствование технологий перевозок контейнеров, в том числе за счет внедрения нового подвижного состава;
  • улучшение уровня информационного обеспечения перевозок;
  • развитие и модернизация терминальной инфраструктуры и станций, выполняющих существенные объемы переработки контейнерных отправок.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?