Информационные технологии при организации перевозочных процессов

Создано admin . Опубликовано в Полезные материалы

perevozki

В процессе перемещения товара от продавца к покупателю, а также вагонов, как в порожнем, так и в гружёном состояниях от станции погрузки до станции выгрузки необходимо соответствующее информационное обеспечение оперативного управления перевозочным процессом (управление грузовыми и транспортными потоками). В связи с чем все большую актуальность приобретает оптимизация информационного обеспечения транспортировки грузов по сети РЖД.

Функции по управлению перевозочным процессом, составляющие основу деятельности РЖД, сосредоточены в границах комплекса «Управление перевозочным процессом», представленного автоматизированными системами АСОУП, СИРИУС, АСУ МР, АСУ СТ, ГИД «Урал-ВНИИЖТ» и др. Их задачами являются: соблюдение сроков доставки грузов, повышение эффективности организации местной и поездной работы, управление локомотивами и локомотивными бригадами.

Одной из автоматизированных систем является ЭТРАН – автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории Российской Федерации.

Основные функции ситемы ЭТРАН:

— оперативный контроль над ходом согласования заявок;

— предварительный расчёт стоимости перевозки по подаваемой заявке;

— уточнение заявки до начала перевозки груза (по каждой отправке):

— оформление перевозочных документов с использованием данных согласованной заявки в соответствии с Правилами перевозок грузов);

— подача заявок в электронном виде с указанием пограничных передаточных станций в соответствии с планом формирования;

— получение информации о состоянии лицевого счёта;

— наличие механизмов электронно-цифровой подписи, позволяющие использовать электронный документооборот;

— исключение вероятных ошибок в расчёте провозной платы, связанных с ручным вводом перевозочных документов работником железной дороги;

— сокращение времени оформления перевозки за счёт использования технологии обмена электронными данными;

— наличие средств защиты информации, сертифицированных соответствующими государственными органами.

Главным преимуществом системы ЭТРАН является то, что система учитывает не только интересы работников железнодорожного транспорта, но также и интересы клиентов, поскольку система позволяет узнать о тарификации перевозок, сделать предварительный заказ и , следовательно, позволяет фирме-клиенту прогнозировать свои амортизационные расходы, что предоставляет возможность для более рациональной организации своей деятельности.

Система СИРИУС, интегрируя в себе комплекс информационно-управляющих и аналитических технологий, позволяет осуществлять на практике логистическое управление грузо- и вагонопотоками на железнодорожном транспорте.

Система предназначена для повышения уровня управления эксплуатационной работой путём автоматизации процессов прогнозирования, планирования, контроля, регулирования, учёта и анализа с организацией удобного пользователю интерфейса и максимально быстрого доступа к необходимой ему информации на основе современной компьютерной технологии.

Предусмотрен механизм синхронизации соответствия баз данных на дорожном и сетевом уровнях.

Система СИРИУС позволяет контролировать движение вагонов, а также показывает где, с какого времени по какой причине простояли вагоны, назначением в порты.

Впервые на железных дорогах реализуется многофакторный анализ оборота вагонов не только рабочего парка, но и их общего наличия. Аналитическая часть системы предоставляет возможность анализировать использование вагонов грузового парка любых администраций и компаний-операторов, собственников и арендаторов вагонов по любым параметрам, вплоть до расчлененного простоя вагонов. Комбинаторный метод выбора параметров работы позволяет в реальном времени получать динамическую модель перевозочного процесса, отслеживать, анализировать и принимать управляющие решения как по всем объектам в целом, так и по каждому из них в отдельности.

В процессе работы система СИРИУС реализует часть функций системы ДИСПАРК, касающихся управления вагонными парками. С этой целью в рамках СИРИУС создаются две подсистемы: подсистема управления национальным парком и подсистема управления парком других государств на российских железных дорогах.

Посредством ДИСПАРК система получает общую информацию о дислокации вагонов на дорогах и станциях, о простоях вагонов без движения, а также о количестве и пономерном наличии вагонов, длительное время не участвующих в грузовых операциях на сети, дороге, отделении или станции, по роду подвижного состава. Кроме того, пользователь системы имеет возможность запрашивать информацию по номеру вагона и его паспорту, получать на этой основе информацию о станции назначения вагона, станции его отправляем, а также перечень станций совершения операций с вагоном.

Объединение созданных и создаваемых на железнодорожном транспорте информационных систем, их интеграция в единую систему СИРИУС позволит на качественно новом уровне осуществлять управление перевозочным процессом, повысить устойчивость функционирования ОАО «РЖД» на транспортном рынке.

Наряду со строительством новых и модернизацией технического оснащения и программного обеспечения существующих диспетчерских центров на железных дорогах сети в рамках комплексных научно-технических проектов КНП-1, КНП-5 и Программы информатизации ОАО «РЖД» выполняется значительный объем работ
по внедрению новых, современных программных средств и технологий. Это, в частности, оборудование системой оперативного планирования эксплуатационной работы Восточного полигона, внедрение и функциональное развитие на сети программных комплексов управления локомотивным парком и локомотивными бригадами «Сигнал-Л» и «Сигнал-Бриг», оснащение в полном объеме Южно-Уральской железной дороги системой «Автодиспетчер по местной работе», развитие программного комплекса контроля технологической дисциплины организации перевозочного процесса. В перспективе предусматривается охватить современными информационными системами все функциональные компоненты управления и все этапы управленческого цикла, а также наполнить их экономической информацией.
Необходимо ускорить внесение в технологические процессы работы подразделений изменений в связи с вводом новых автоматизированных рабочих мест, упразднить параллельное, одновременно с автоматизированным, ручное ведение справок и отчетных форм и другие недостатки, оказывающие негативное влияние на эффективность внедренных задач и качество принимаемых управляющих решений.
Каждая создаваемая автоматизированная система или информационная технология должны иметь конкретного пользователя на каждом уровне управления. Иначе она не будет работоспособна. Необходимо обеспечить увязку технологических процессов и информационных технологий в единое целое. Это станет крупным шагом к переходу от информационного режима автоматизированных систем управления к реализации прогнозно-планирующих функций.
Недавно в ОАО «РЖД» произошло значимое событие в области создания управляющих систем. Был принят в постоянную эксплуатацию программный комплекс автоматической установки маршрутов пропуска поездов (АУМ) на станциях Гряды и Большая Вишера участка Москва — Санкт-Петербург.

ОАО «НИИАС» ведет совместные разработки с фирмой «Ансальдо» по оборудованию опытного полигона железнодорожной линии по проекту ИТАРУС для организации перевозки пассажиров во время сочинской олимпиады 2014 г.

Отличительной особенностью этого проекта является применение спутниковых технологий определения местоположения поезда в комплексе с бортовыми осевыми датчиками. Местоположение поезда будет определяться с помощью датчиков скорости пути, при этом функции радара и бализ будут выполнять системы спутниковой навигации.

Предполагается, что в системе ИТАРУС функцию интервального регулирования будет выполнять система АБТЦ-М, разработанная в научно-исследовательском институте.

Важным фактором повышения эффективности является организация безлюдных и малолюдных технологий обеспечения движения поездов на малодеятельных участках железных дорог и сортировочных станциях, а также создание системы электронного документооборота.

Наиболее ответственным сегментом разработок является техническое и технологическое обеспечение безопасности скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов с управлением из центра управления перевозками.

В первую очередь это связано с разработкой комплексной системы безопасности, средств управления движением скоростных поездов, цифровой сети радиосвязи, защищенности технологии управления движением поездов от негативного влияния «человеческого фактора».

В целом хотелось бы отметить, что потенциал применения высоких технологий на железнодорожном транспорте реализован далеко не полностью. От того, насколько предлагаемые решения будут адекватны внешним вызовам, зависит не только экономика грузовых железнодорожных перевозок. В условиях усиливающейся конкуренции отрасль должна работать на опережение, стать лидером в сфере практического применения новейших разработок. И обеспечить реализацию этой цели можно лишь через консолидацию усилий всех заинтересованных сторон. Ведь вопрос не в том, чтобы осуществить внедрение тех или иных отдельных новаций или модернизацию конкретных систем, а в том, чтобы вся система информационно-технического обеспечения железнодорожных перевозок соответствовала уровню задач, стоящих перед нами на современном этапе.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?