Развитие малого бизнеса в условиях глобальной конкуренции

Создано admin . Опубликовано в Полезные материалы

glob

Развитие малого бизнеса является вопросом особой государственной значимости. О важной роли малого и среднего предпринимательства для социально-экономического развития России, о проблемах, сопровождающих предпринимательство и необходимости их радикального решения свидетельствует принятие базового Федерального  закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малый и средний бизнес – это база для предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса. Основную задачу государственного развития  определил, будучи Президентом РФ, Д. А. Медведев: чтобы к 2020 году численность работающих в малом бизнесе составляла в среднем 60 – 70% от трудоспособного населения нашей страны. Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса – это один из решающих факторов инновационного обновления России. Обновления на принципах реализации человеческого фактора, роста инициативы и ответственности.

Проблема регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов занимает важное место в современной экономике.

Для решения поставленной задачи и регулирования экономических отношений в сфере предпринимательства был разработан, а затеми принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» от 21 июля 2005г.

Выбор организации, которая будет оказывать услуги организации-заказчику, осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги. Для чего  создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.

Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

Такой порядок ведения сделок занимает определенный период времени, что не всегда выгодно заказчику. Выходит, что организации необходимо заранее планировать свой бюджет и свои возможности, чтобы, например, закупить необходимое оборудование.

Также проблемой, на мой взгляд, является тот факт, что  Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, а не самими Заказчиком. То есть, нет возможности выбирать из числа фирм, которые удовлетворяли бы именно Заказчика, но открывает горизонты малым и начинающим фирмам.

Но в то же время законом предусматривается, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, а это, в свою очередь, является гарантом защищенности от повышения стоимости оказываемых услуг, которая могла бы неограниченно расти, что положительно для фирм-заказчиков, а для фирм-исполнителей нежелательно, особенно, в случае неправильного расчета сметы. Также, в качестве предостережения, законом предусматривается ведение реестра недобросовестных поставщиков.

При рассмотрении содержания конкурсной документации можно выделить плюсы для одной и минусы для другой стороны участников. Не допускается включение в конкурсную документацию требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), что может не удовлетворить заказчика как в процессе исполнения обязательств по контракту, так и по завершению сделки. А также является стимулом для развития малого и среднего бизнеса, так как отсутствуют требования к деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Данная работа выполнена на основе Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд». Рассмотрены некоторые его положительные и отрицательные черты, влияние на развитие предпринимательской деятельности. В результате  можно сделать вывод, что в условиях конкурсного отбора фирм, которые будут предоставлять услуги, очень тяжело получить работу, так как присутствует высокий уровень конкуренции, высокие требования к фирмам-участникам и сложность оформления заявок на участие. Например, организация не может предлагать на аукционе свои услуги, если имеет задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. Это ограничивает ее возможности получения прибыли и погашения данного долга. Фирмам-заказчикам такая форма проведения сделок тоже бывает невыгодна. Они не всегда получают на основе конкурса то, что ожидают. Не могут  самостоятельно сделать выбор в пользу одной организации, если цена предоставления ее услуг не минимальна.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков является полезной мерой, так как уберегает от повторного несоблюдения или неисполнения фирмой контрактных обязательств.

Рассмотренный закон во многом полезен, но сложен и неидеален в своем исполнении. Он имеет противоречия, которые помогают одним фирмам и губят другие.  И, возможно, есть место для его доработки, а это, в свою очередь, требует глубокого и внимательного изучения предпринимательской деятельности со всех сторон.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?