Роль бенчмаркинга в управлении качеством

Создано admin . Опубликовано в E-commerce

benchmark

Современные российские условия формируют высококонкурентную среду во многих отраслях экономической деятельности. В создавшейся ситуации для того чтобы выжить и стать преуспевающей компанией, недостаточно только производить продукцию или предоставлять услуги, необходимо делать это лучше конкурентов, с меньшими затратами, используя последние мировые достижения в науке и технике, в организации производства. Практика мирового бизнеса показывает, что для достижения конкурентного преимущества необходимо изучать, знать и использовать опыт своих конкурентов, уже добившихся успехов в различных направлениях деятельности. С этой целью применяется метод сравнительного анализа, или бенчмаркинга.

Бенчмаркинг – метод обретения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности субъекта предпринимательства за счет поиска, изучения и адаптации к собственным условиям наилучших способов осуществления бизнес-процессов все зависимости от сферы их применения, посредством чего удовлетворяются возвышающиеся потребности рынка. Состоятельность бенчмаркинга как метода совершенствования бизнеса и способа завоевания устойчивых конкурентных позиций на рынке доказана многолетним опытом успешного развития крупнейших корпораций в мировой экономике. Этим и объясняется интерес к данной теме студентов экономических специальностей и ее актуальность.

Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы на основе трудов отечественных и зарубежных авторов изучить бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством. Задачи  заключались в изучении теоретических основ бенчмаркинга, составлении методики проведения бенчмаркинга на предприятии, проведении  конкурентного бенчмаркинга кинотеатров Омска, разработке рекомендаций по успешному проведению бенчмаркинга.

Ниже представлены результаты, полученные в ходе исследования.

В части теоретических  основ бенчмаркинга, раскрывающих суть данного метода, установлено, что:

— бенчмаркинг – процесс поиска лучшей практики и использования способов сопоставления объектов;

— цель бенчмаркинга – исследование позитивного опыта конкурентов для усовершенствования собственного бизнеса;

— бенчмаркинг берет свое начало в 1972 году в США, однако по сегодняшний день метод не до конца освоен;

— бенчмаркинг следует начинать с определения оптимального его вида; существует семь его видов, каждый из них применяется в той или иной ситуации;

— бенчмаркинг включает три стадии: подготовка, внедрение и поддержание системы;

— процесс бенчмаркинга состоит из пяти последовательных этапов (определение показателей для сравнения, определение наилучшего опыта среди других компаний, измерение собственных показателей и компании-конкурентов, использование итогов);

— анализ конкурентов не должен ущемлять их интересы.

Также были выявлены достоинства и недостатки метода.  Достоинства  заключаются в обеспечении конкурентного преимущества, сокращении затрат на собственные разработки (стратегий и процессов) за счет копирования и доработки чужих. Недостатки – в закрытости компаний, сложности получения реальных данных по показателям.

В части практического применения бенчмаркетинга  проведен конкурентный анализ нескольких кинотеатров Омска: Вавилона, Атриум-кино, Континента и кинотеатра Иртыш. Для этого была составлена методика анализа, включающая: выбор критериев сравнения, опрос респондентов, подсчет баллов, подведение средних итогов, составление рекомендаций по улучшению деятельность каждого кинотеатра.

Использовались  следующие критерии для сравнения – место расположения кинотеатра, наличие сайта, количество кинозалов, наличие VIP-залов, удобство кресел, возможность бронирования и покупки билетов через интернет, система скидок и дисконтных карт, разнообразие репертуара, интерьер помещений, а также компетентность персонала.

   Рисунок 1- Рейтинг кинотеатров г. Омска

rating kino

Полученный рейтинг результатов представлен на рисунке 1. На гистограмме видно, что лидером является «Атриум-кино», его место расположения достаточно удобно, залы комфортны и современны. Кинотеатр «Иртыш» отстает по многим показателям, его руководству следует изучить положительный опыт других кинотеатров для улучшения собственной деятельности.

По итогам исследования были даны следующие рекомендации:

  1. Для более эффективной работы Атриум-кино, руководству следует обратить внимание на упрощение системы покупки билетов (возможность покупать через интернет и терминалы), предоставлять более полную информацию о предстоящих фильмах на киноафишах и печатных буклетах, провести работу с персоналом, обучить вежливому общению с клиентами в целях поддержания теплой атмосферы отдыха.
  2. Киноцентру Вавилон следует открыть дополнительные залы, для привлечения новых клиентов; ввести систему поощрения постоянных клиентов; осуществлять дополнительные услуги (бильярд, комната ребенка).
  3. Киноцентру Континент следует обратить внимание на интерьер (сделать его более уютным); ввести меры поощрения постоянных клиентов (скидки и дисконтные карты); заменить обслуживающий персонал.
  4. Кинотеатру Иртыш для стабильной и прибыльной работы были даны рекомендации: провести капитальный ремонт помещений, заменить устаревшее техническое оборудование на более современное, расширить деятельность кинотеатра, организовать дополнительные услуги, поменять название для стирания стереотипа «советского кинотеатра».

Таким образом, несмотря на то, что поставленные задачи решены, вместе с тем данная область исследования не может считаться освоенной, так как бенчмаркинг в России появился совсем недавно. За рамками исследования остались реальные примеры использования бенчмаркинга на предприятии, это можно объяснить тем, что:

— в нашей стране бенчмаркинг еще не нашел должного применения, это только развивающийся инструмент управления качеством;

— большое количество информации имеет закрытый доступ, что создает дополнительные трудности в изучении данного вопроса.

Однако тема представляется интересной для нас, будущих специалистов по управлению качеством, это создает перспективу ее дальнейшего исследования.

С Уважением, Эдуард Тихонов!

Похожие материалы:

Понравилась статья? - поделитесь ею со своими друзьями!

Хотите Быть В Курсе Всех Новинок Сайта?!

Подпишитесь прямо сейчас, и получайте обновления на свой E-Mail:

Ваш E-Mail в безопасности

Есть что сказать? - Комментируй!

Комментарии Facebook

А Вы что думаете?